Да, по образованию я математик) Когда впервые попал в рекламное агентство (2001), вдруг сразу многое получилось — например, первый в моей жизни сценарий рекламного ролика был принят клиентом и экранизирован.
Но потом случайности закончились и я столкнулся со множеством вопросов без ответов, тупиками в поиске креативных решений и ощущением полной неконтролируемости процессов. Мне понадобилось около 8 лет скитаний по агентствам здесь и там, чтобы придти к пониманию того, как всё устроено на самом деле.
Можно ли быстрее? Сейчас — точно да. Недавно мы открыли первую в Беларуси школу креатива BLADE и через 2 месяца выпустили курс студентов, вооружённых набором знаний и умений, о котором в наши времена и мечтать не приходилось.
Первое — это средство достижения второго. Если ваша реклама не креативна, она не эффективна. Если она эффективна, то скорее всего, это крутой креатив. Либо просто продукт настолько хорош, что продавался бы и без рекламы.
Если так — тревожный звоночек для вас, CD. Значит, либо вы не смогли набрать правильных людей, либо (что ещё хуже) ставите свои личные амбиции выше эффективности проектов. В последнем случае вам лучше быстренько сменить профессию.
Для профессиональных креаторов и менеджеров такой вопрос точно не стоит всерьёз. Мы, к сожалению, достаточно часто сталкиваемся с клиентами менее компетентными, нежели мы, не только в креативе (что нормально), но и в маркетинге, и в бренд-менеджменте.
Вопрос тут, что делать в конкретной ситуации. Это случай, когда правила вы должны придумать себе сами.
Бывали ли случаи, когда я отказывался от проекта в процессе, говорил заказчику всё, что думаю и терял деньги? Да, конечно.
Бывали ли, когда заканчивал проект, понимая, что получится полное г…, чисто чтобы компенсировать затраченные ресурсы материально? Конечно, да.
Ничего из вышеперечисленного не отменяет необходимости создания полноценного креатива и качественного продакшна. Кто не верит, погуглите мейкинг-оф знаменитых рекламных роликов, снятых на айфон или самсунг)
Никогда.
Никто и никогда не может заранее гарантировать вирусность рекламы. Если кто-то вам вдруг обещает это — гоните в шею шарлатана. У нас бывали кампании с вирусным эффектом, мы очень рады этому и гордимся. Но если клиент приходит с задачей «хочу вирус», отвечаем:
— ничего не можем гарантировать;
— мы очень постараемся;
— см. п.1;
— деньги в любом случае понадобятся: на крутой креатив и качественный продакшн.
Безусловно, много проектов с моим участим было сделано по скайпу, зуму и телефаксу. Например, целый год мы работали с большим зарубежным мобильным оператором и так ни разу вживую не увиделись.
Но ничто не перекроет мощь нескольких настоящих профессионалов, физически собравшихся за одним столом за день до дедлайна)
Случалось славно понервничать на очень дорогих проектах (лично у меня — 700К видео и 150К принт) с проверенными зарубежными продакшнами.
А бывало очень мало денег (даже не буду цифр называть) — и классно всё получалось по процессу и результату.
Но важно заранее соотносить масштабы средств и целей. Часто сразу очевидно — нет, не выйдет.
Так просто вспомнилось, никаких правил на этот счёт)
Александр начал свой путь в рекламе одновременно с этим веком и успел потрудиться копирайтером, группхедом, креативным директором и партнёром в неприлично больших и принципиально маленьких агентствах Беларуси и России по дороге к основанию своего агентства LOGA BIGA в 2016.
Александр реализовал сотни рекламных проектов на рынках Европы, Азии и Океании, собрал более 100 призов White Square, Red Apple, KIAF, Golden Hammer, Idea!, Ad Black Sea, Ad Stars, LAMA и поработал в жюри этих фестивалей.