Эстетика Гоши Рубчинского в портфолио Стаса Карда

Лес, нагота и Беларусь — что снимает витебский фотограф Стас Кард.
#Pro.Обзор
3900
3 ноября 2018
Лес, нагота и Беларусь — что снимает витебский фотограф Стас Кард.

Стас Кард учился фотографии сам, снимая летний Крым и цикад. Он заработал аудиторию, делая мистические снимки, а потом снял проект про будни молодежи в Минске — чем вызвал гнев многих соотечественников.

Я никогда не учился на фотокурсах. Вообще, я считаю, что всему нужно учиться самому — начинать со съемки листочков, капелек, бабушки в деревне и постепенно развиваться, пусть даже совершая ужасные ошибки.

У нас в семье очень рано появился фотоаппарат — игрушечный цифровой Canon. Мы каждое лето ездили в Крым с родителями, и я там снимал природу. Я долго пытался сфотографировать цикаду, но они очень быстро машут крыльями — у меня ни разу не получилось.

Я никогда не снимал портреты, потому что не видел в этом смысла: у меня не было красивых друзей, только такие же дети, как и я сам. Но однажды я наткнулся на портреты Никиты Сергушкина — с его знаменитыми «живыми» глазами. К тому же у него были всякие сумасшедшие снимки, которые выглядели для меня как кадры из фильмов. Так я стал искать на Flickr похожих фотографов.

Я перешел на мистические, фантастические сюжеты: ведьмы, леса, плащи на несколько размеров больше, съемки в темноте. Лет с 15 каждое лето я снимал какую-нибудь подругу в четыре утра, когда только светает. Я возвращался домой в таком восторге, что даже не ложился спать — сразу начинал обрабатывать фотографии.

Фотография, Стас Карда

Фотография, Стас Карда

Фотография, Стас Карда

Фотография, Стас Карда

Фотография, Стас Карда

Свой первый проект Communal Box я сделал в 16 лет. Он о том, как выживают в Минске приезжие молодые люди — как работают 24/7 и параллельно делают арт, бреются налысо, занимаются всякой фигней. Мне хотелось оформить этот проект в виде интернет-зина — создать альбом из 60 фотографий и 6 интервью, — и я написал главному редактору минского журнала «Кактутжить», она согласилась помочь. Тогда только набирала популярность эстетика Гоши Рубчинского, и я попал в нужный момент.

После того как проект опубликовали, мне писало по 20 человек в день. Меня хотели напечатать в немецком фотожурнале, предлагали издать книгу с моими снимками, сделать выставку в одной из минских галерей. Но я отказывался. Я хотел, чтобы проект жил в интернете и все фотографии Communal Box существовали только в размере 600 px.

В интервью «Кактутжить» я ляпнул, что хочу поступать на «медиа и коммуникацию». Мне написал директор компьютерной академии «Шаг» и предложил бесплатно отучиться на их курсах по веб-дизайну в Минске. Я приехал в Минск и понял, что дизайн — совершенно не мое. Это заблуждение 2000-х, что дизайнер — это что-то творческое, полет фантазии, а на деле — лепишь одинаковые иконки и логотипы, как китаянка, которая на фабрике шьет трусы. Кроме того, все, что достается бесплатно, изначально не ценится. Я бросил учебу.

В период мистических снимков я стал популярным в Витебске. Одногодки и ребята чуть старше начали интересоваться моими фотографиями. Тысяча, две тысячи подписчиков — просто от репостов, я не пытался раскручиваться. Меня даже стали пародировать ребята из школы. После Communal Box я потерял всю свою аудиторию, потому что люди, которые приходили посмотреть на фиолетовый лес и ведьм, теперь видели бомжеватых подростков. Какие-то 40-летние мужики писали, что найдут меня и зарежут за то, что я снимаю неправду. Спрашивали, кто мне заплатил, чтобы я так опошлил Беларусь и белорусов, где я этих бомжей нашел. В комментариях писали, что я обкурился спайсов, что я психбольной. Они не понимали, что я нашел таких людей по соседству с ними и если их дети выглядят не так, это не значит, что таких людей нет.

Какие-то 40-летние мужики писали, что найдут меня и зарежут за то, что я снимаю неправду.

В 16 лет пережить такое давление сложно, потому что ты понимаешь: если хочешь остаться в этой стране, снимать и быть тем, кем хочешь, тебя будут считать бичом, который оскорбляет чьи-то чувства. Любую объективную ситуацию эти люди воспринимают как личное оскорбление. Понимаешь, что нужно любо бежать отсюда, либо подстраиваться. А мне очень нравится Беларусь, я бы очень хотел здесь быть.

Фотография, Стас Карда

Фотография, Стас Карда

Фотография, Стас Карда

Фотография, Стас Карда

Фотография, Стас Карда

Фотография, Стас Карда

Фотография, Стас Карда

Фотография, Стас Карда

После Communal Box был проект «Дриады», в нем все то, за что меня любит аудитория: весна, природа, другие формы жизни, мифология. Однажды у меня была бессонница, и, чтобы уснуть, я стал читал статьи в «Википедии» — и случайно наткнулся на дриад. Мне показалось классным, что есть такие существа, которые выглядят как люди и охраняют деревья. И еще у них нет пупка, потому что они рождены деревьями, и я подумал, что это очень хорошая идея для фотографии.

Я никогда ни у кого не спрашиваю, хотят они поучаствовать в проекте или нет. Я пишу: «Привет! Я снимаю проект, мне нужен ты». Все мои друзья знают, что я снимаю классно, и никогда не отказываются. Когда я фотографирую ню, могу пойти на уступки: снимать плечи, прикрыть что-то волосами.

Иногда просто хочется рыдать.

Я хотел бы зарабатывать на фотографии, но не знаю, где тот ларек, куда можно прийти и предложить свои работы. Иногда просто хочется рыдать. Я смотрю на фотографов, которые зарабатывают деньги, и мне хочется спросить, как они это делают. Я даже готов снимать свадьбы, потому что в этом тоже есть своя эстетика — свадьбу можно снять красиво, без треша.

Фотография, Стас Карда

Фотография, Стас Карда

Фотография, Стас Карда

Фотография, Стас Карда

Фотография, Стас Карда

Фотография, Стас Карда

Фотография, Стас Карда

По материалам birdinflight.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Устойчивое развитие
Устойчивое развитие: маркетинг в новой эре осознанного потребления
Рассказываем, что такое «устойчивое развитие», в чём его роль в современном мире и какова значимость в маркетинге на примере крупных брендов
5024

Отлично!
Каждную неделю мы будем отправлять Вам самые важные новости, оюзоры и самые креативные кейсы.
Используя сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и обработкой персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: