Гордон Паркс – фотограф-самоучка, выросший в одного из самых влиятельных фотожурналистов 20-го века, а также кинорежиссёр, актёр, писатель и композитор. Он снимал модные и редакционные фотографии для Vogue, стал первым чернокожим фотожурналистом в LIFE, документировал разборки гарлемских банд и будни бенедиктинских монахов, снимал показы моды в Париже, портреты знаменитостей и жизнь афроамериканских семей в условиях расовой сегрегации в Штатах.
Гордон Паркс (Gordon Parks) появился на свет в 1912 году в городе Форт-Скотт, штат Канзас, младшим из пятнадцати детей в семье фермера. Потеряв мать в 14 лет, переехал в Миннесоту, где жил с сестрой и её мужем, с которым часто спорил и в 15 лет оказался на улице. Чтобы прокормиться, Паркс подрабатывал, где только мог: певцом и пианистом в борделях, путешествующим официантом, полупрофессиональным баскетболистом.
В 1929 году он недолго работал в джентльменском клубе «Minnesota Club». Там будущий фотограф смог прочитать много книг из клубной библиотеки. А когда крах Уолл-Стрит в 1929 году положил конец заведению, он сел на поезд до Чикаго, где ему удалось найти работу в ночлежке.
Гордон Паркс, 1940. «Я понял, что фотокамера может быть оружием против всех видов социальных несправедливостей. Тогда я решил, что она должна у меня быть»
Паркс работал официантом в вагоне-ресторане в северной части Тихоокеанской железной дороги, когда увидел в журналах портфолио фотографов. Поражённый снимками рабочих мигрантов, Паркс в 25 лет купил в ломбарде свой первый фотоаппарат. После съёмки для витрин магазина женской одежды он занялся портретной фотографией. В течение следующих нескольких лет переходил с работы на работу в должности внештатного портретиста и модного фотографа.
Но наибольший интерес у Паркса вызывала жизнь чёрных общин. Последствия расовой сегрегации в родном городе так же стали важной темой в его работе, поскольку были связаны с личными переживаниями. В начальной школе, где обучался Гордон Паркс, темнокожим детям не разрешали заниматься спортом и посещать социальные мероприятия. А в 11 лет трое белых парней бросили Гордона в реку, зная, что он не умеет плавать. Учитель не советовал ему даже помышлять о поступлении в колледж.
«Американская готика», Вашингтон, 1942
В 1942 году Паркс сделал одну из своих самых известных фотографий – «Американская готика», назвав её в честь легендарной картины Гранта Вуда. Он запечатлел чернокожую уборщицу Эллу Уотсон, работавшую в здании Управления по финансовому регулированию и надзору. Женщина застыла перед висящим на стене американским флагом с метлой в руке и шваброй на заднем плане. На создание этого образа фотографа подтолкнуло неоднократное столкновение с расизмом в ресторанах и магазинах столицы Штатов. Позже Паркс сделал ещё серию фотографий Эллы Уотсон и её семьи. Но многих зрителей больше тронул именно тот первый снимок.
Поиски работы в мире модной фотографии привели Паркса в Vogue. Несмотря на расистские настроения, редактор журнала Александр Либерман нанял его снимать коллекцию вечерних платьев. Паркс сотрудничал с изданием в течение следующих нескольких лет. Он ушёл от статичных поз и разработал свой стиль съёмки моделей в движении. За это время фотограф опубликовал свои первые две книги: «Фотография со вспышкой» (1947) и «Фотопортреты: техника и принципы документальной портретной съёмки» (1948).
Голивуд, Калифорния, 1961
В 1948 году Паркс провёл месяц с 17-летним лидером банды в Гарлеме. Его цель заключалась в том, чтобы показать, что несовершеннолетние преступники – это подростки, жизнь которых может измениться, если вмешаются социальные службы. То фотоэссе принесло Парксу должность фотографа и писателя в ведущем американском журнале LIFE. Здесь его работы публиковались до 1972 года.
Более 20 лет Гордон Паркс фотографировал на такие темы, как мода, спорт, Бродвей, бедность и расовая сегрегация. Также в этот период он снял портреты многих известных людей, среди них Малкольм Икс, Стоукли Кармайкл, Мохаммед Али, Барбра Стрейзанд. Паркс стал «одним из самых провокационных и знаменитых фотожурналистов в Соединённых Штатах».
Мэрилин Монро, 1956
Мохаммед Али, Лондон, 1966
Мохаммед Али в Гайд-парке, Лондон, 1966
Мохаммед Али, Майами, Флорида, 1966
Танцовщица Мэри Эллен Терри, Нью-Йорк, 1956
Опра Уинфри на съёмках фильма «Цветы лиловые полей», штат Северная Каролина, 1985
По материалам Cameralabs.