Шрифты, внедряя устойчивые практики, становятся не только инструментом визуальной коммуникации, но и активным участником в решении экологических проблем. Дизайнеры, осознавая свою роль в формировании экологически устойчивого общества, призывают к ответственному использованию ресурсов и создают шрифты, которые несут в себе ценности заботы о нашей планете.
В нашем обзоре рассказываем примеры, когда шрифты не только привлекают внимание к экологическим проблемам, но даже решают их.
Climate Crisis Font — вариативный шрифт, который основан на данных и прогнозах Центра мониторинга снега и ледников. Самое жирное начертание визуализирует состояние ледников в 1979 году, а самое светлое — в 2050-м. Шрифт поддерживает расширенную латиницу и доступен на Google Fonts. Нарисовали его в 2019 году по заказу финской газеты Helsingin Sanomat дизайнеры Дэниэл Коулл и Эйно Коркала.
Шрифт The Global Warming Typeface тоже визуализирует таяние ледников, но работает не как вариативный шрифт, а как семейство, которое ежегодно расширяется. К пяти начертаниям, которые были на момент релиза, студия STAN каждый год дорисовывает ещё по одному — оно показывает, сколько ледников растаяло с момента последнего обновления. Семейство GWT стоит 25 евро, половину из которых студия перечисляет в фонд The Climate Group.
The Endangered Typeface
Endangered Typeface, как и два предыдущих шрифта, связан с базой данных — красной книгой Международного союза охраны природы. У шрифта всего одно статичное начертание, каждая буква которого визуализирует одно из вымирающих животных. Чем меньше особей осталось в живых — тем светлее буква. Каждый раз, когда обновляются данные на сайте, шрифт меняется, насыщенность сохраняет только пунктуация. Endangered Typeface сделали в студии Bar Ogilvy по заказу португальского отделения Wildlife World Fund.
Ecofont — это софт, который помогает тратить меньше краски (а значит, реже менять неперерабатываемые картриджи в принтере) за счёт того, что добавляет в офисные шрифты Arial, Calibri, Tahoma, Times New Roman и Verdana маленькие, незаметные глазу белые точки. (Поддержки новых шрифтов ждать не стоит — сайт и соцсети проекта не обновлялись с 2020 года, но сам софт всё ещё можно купить.)
Студия Formafantasma обновила сайт, использовав на нём Arial и Times New Roman вместо кастомных шрифтов. Дизайнеры говорят, что так, заходя на их сайт, пользователи потребляют меньше энергии, ведь их компьютерам не нужно обращаться к серверу, где хранятся шрифты, — Arial и Times New Roman по умолчанию есть практически на любом устройстве.
Шрифт вырос из буквиц для книги Coast to Coast Shore to Shore — букваря, где на каждую букву английского алфавита приведено по одному последствию глобального изменения климата. Чтобы нарисовать шрифт, дизайнер Йохан Эльмехаг воспользовался данными National Geographic о том, как изменятся контуры прибрежных регионов, если все ледники в мире растают. В каждую из букв Йохан вписал по одному из таких видоизменённых контуров. Полистать книгу и скачать Coastline typeface можно на личном сайте дизайнера.
14-летний учащийся из Питтсбурга Сувир Мирчандани обратил внимание, что количество печатных материалов, которые раздают на уроках, существенно увеличилось вместе со сменой шрифта на более крупный и жирный. При помощи программы для определения расхода тонера (APFill Ink Coverage) Сувир выяснил, что изменив шрифт, которым набраны раздаточные материалы, с Times New Roman на Garamond, даже не уменьшая его размера, можно ежегодно сэкономить 21 тысячу долларов только в одном школьном округе, не говоря уже о масштабах всей страны. По подсчетам Мирчандани, переход государственных типографий на шрифт Garamond снизит расходы на 30%, что в итоге поможет сэкономить до 400 миллионов долларов и поможет сократить бумажное потребление.
Подобный эксперимент уже проводили в 2010 году в Университете Висконсина. Шрифт, который использовался в раздаточных материалах, был изменен с Arial на Century Gothic что позволило снизить расход чернил на 30%.