Полотно «Самсон и Далила», выставленное в Лондонской национальной галерее, скорее всего, принадлежит не кисти Питера Пауля Рубенса — к такому выводу пришла нейросеть, натренированная на картинах фламандского художника. Как сообщает Artnet, с большой вероятностью в музее хранится не оригинал произведения, а его копия.
Известно, что Рубенс написал картину в 1608–1609 годах для своего антверпенского патрона Николааса Рококса. В 1640 году полотно пропало, но в 1929-м его обнаружили снова — подлинность картины подтвердил историк Людвиг Бурхард.
В 1980 году Национальная галерея приобрела «Самсона и Далилу» за рекордные 2,5 миллиона фунтов стерлингов (6,6 миллиона по сегодняшнему курсу). С тех пор искусствоведы вели дебаты о подлинности полотна. У критиков было несколько аргументов:
«Я была шокирована. Мы повторили эксперименты, чтобы проверить, не совершили ли ошибку. Однако всегда результат был одинаковым. Каждый фрагмент, каждый квадрат определялся как фальшивый с вероятностью более чем 90 процентов», — рассказала The Guardian одна из участниц исследования Карина Поповичи.
В то же время алгоритм признал картину Рубенса «Вид на Хет Стин ранним утром» подлинной на 98,76%.
«Галерея всегда принимает к сведению новые исследования, — сказали представители музея корреспондентам. — Мы ждем публикации полной версии исследования, чтобы оценить любые доказательства должным образом. Пока что дальнейшие комментарии невозможны».